Кого и что хвалить: самого ребенка или его дела?. Дистанция
  • Главная
  • Кого и что хвалить: самого ребенка или его дела?
Кого и что хвалить: самого ребенка или его дела?
Дорогой друг

Сейчас на нашем портале Дистант-НИК ты в качестве гостя. Для тебя открыты возможность познакомиться с результатами и историями успехов членов нашего Клуба, а также пройти некоторые, доступные для тебя учебные курсы. Если ты хочешь двигаться вместе с нами, научиться жить ярко и эффективно, то тебе необходимо авторизоваться и вступить в наш Клуб.

Мы будем тебе рады! Ждем!

Вступай в клуб Дистант-Ник
Становись счастливым человеком будующего!
Кого и что хвалить: самого ребенка или его дела?

Автор: Х. Джайнот, книга "Родители и дети"

Многие родители верят, что похвала помогает ребенку приобрести уверенность в себе. На самом же деле похвалы могут привести к нервозности, плохому поведению ребенка. Почему?

Да потому, что чем больше он получает незаслуженных похвал, тем чаще стремится проявить свою "истинную натуру". Родители часто рассказывают: стоит похвалить ребенка за хорошее поведение - и он как с цепи срывается, будто стремясь опровергнуть похвалу.

Как можно хвалить и как нельзя

Означает ли это, что похвала "устарела"? Вовсе нет. Однако не стоит пользоваться ею направо и налево. Лекарства, например, назначаются больному лишь в строгом соответствии с рекомендациями врача, который указывает время их приема, дозу, учитывает противопоказания, возможность аллергических реакций. Так же осторожно следует обращаться и с сильнодействующим "лекарством" иного рода: оценивать, хвалить можно только поступки и дела ребенка, а не его самого.

Вот пример, который показывает, как надо хвалить. Восьмилетний Джим хорошо поработал в саду: собрал граблями листья, выбросил мусор, аккуратно сложил на место инструменты. Матери понравилась его работа, и она выразила свое одобрение сыну.

Мать. В саду было так грязно... Я даже не думала, что можно все убрать за один день.

Джим. А я смог!

Мать. Там было полно листьев и всякого мусора.

Джим. Я все убрал.

Мать. Вот это работа!

Джим. Да, было нелегко.

Мать. Сад теперь такой красивый, на него приятно посмотреть.

Джим. Стало чисто.

Мать. Спасибо тебе, сынок.

Джим (широко улыбаясь). Не за что.

Мать похвалила поступок Джима, и мальчик почувствовал радость и гордость от того, что он его совершил. В тот вечер он с большим нетерпением ждал, когда придет домой отец, чтобы показать ему чистый сад и снова почувствовать гордость за свою работу.

Как НЕ НАДО хвалить

Напротив, похвалы, оценивающие самого ребенка, а не его поступок, только вредны:

- Ты чудесный сын.

- Ты настоящий мамин помощник.

- Что бы мама делала без тебя?

Такие комментарии вызовут лишь сомнения и тревогу: ребенок почувствует, что он далеко не такой "чудесный сын" и совсем не может быть этим образцовым сыном. Поэтому, не дожидаясь, что его "разоблачат", он предпочтет немедленно облегчить свое сердце, сознавшись в каком-нибудь проступке.

Похвала так же бьет в глаза, как и яркое солнце, - и так же сильно слепит. Ребенку становится неловко, если его называют чудесным, милым, щедрым, скромным. Он чувствует, что должен опровергнуть эту похвалу, хотя бы частично. Нельзя заявить во всеуслышание: "Спасибо, я принимаю вашу похвалу". Но и внутренний голос говорит ребенку, что нельзя честно сказать себе самому: "Я просто чудесный: я и добрый, и сильный, и щедрый, и скромный".

Ребенок не только опровергнет похвалу, но и подумает о тех, кто его хвалит, примерно так: "Если они так хорошо обо мне думают, значит, и сами немногого стоят!"

Наши слова и выводы детей

Итак, похвала должна быть направлена на дела и поступки ребенка, а не на его личность. Нужно построить свой комментарий таким образом, чтобы дети сами делали положительные выводы о себе и своих способностях.

Десятилетний Кенни помогал отцу оборудовать подвал дома. Во время работы ему пришлось двигать тяжелую мебель.

Отец. Верстак такой тяжелый. Трудно его подвинуть.

Кенни (с гордостью). Я это сделал.

Отец. Работа не из легких.

Кении (согнув руку и напрягая мускулы). Я сильный.

В этом примере отец указал на трудность задачи. Сын сам сделал вывод о своих способностях. А если бы отец сказал: "Ты такой сильный, сынок" - Кенни мог бы ответить: "Вовсе нет. У нас в классе есть мальчишки сильнее меня". Последовал бы обидный и ненужный спор...

Как дети выглядят в собственных глазах

Похвала складывается из двух компонентов - наших слов и выводов детей. Наши слова должны выражать четкую положительную оценку детских поступков, намерений, помощи ребенка нам, его понимания и т. д. Нужно облечь наше суждение в такую форму, чтобы ребенок почти безошибочно мог сделать из него реалистический вывод о себе самом. Вот несколько примеров, показывающих, как нужно хвалить детей.

Правильная похвала: "Спасибо за то, что ты вымыл машину. Она теперь сверкает, как новенькая!"

Возможный вывод: "Я хорошо поработал, и мою работу оценили".

(Неправильная похвала: "Ты просто молодец").

Правильная похвала: "Твое стихотворение меня очень тронуло".

Возможный вывод: "Хорошо, что я умею писать стихи".

(Неправильная похвала: "Для твоего возраста это неплохие стихи").

Правильная похвала: "Книжный шкаф, который ты сделал, такой красивый!"

Возможный вывод: "Я умею плотничать".

(Неправильная похвала: "Ты хороший плотник").

Правильная похвала: "Большое спасибо, ты вымыл сегодня всю посуду!"

Возможный вывод: "Я помог маме".

(Неправильная похвала: "Ты сделал это лучше, чем наша мама").

Правильная похвала: "В твоем сочинении есть интересные мысли".

Возможный вывод: "Я могу писать оригинально".

(Неправильная похвала: "Ты пишешь неплохо для своего возраста. Но надо, конечно, многому еще научиться")

То, что ребенок скажет о себе в ответ на наши слова, позже он повторит и мысленно. Эти внутренние реалистические положительные оценки в значительной степени определяют хорошее мнение ребенка о себе самом и об окружающем его мире.

Комментарии
Статьи по теме
Лучше всего выполняются те просьбы, которые звучат вовремя, когда их можно выполнить по ходу жизни, естественно и легко.
Общее правило: привычка вырабатывается с помощью повторений с положительным подкреплением, и обычно в срок от 20 до 40 дней.
Почему, несмотря на почти ежедневные строгие внушения или ласковые объяснения, ребенок ведет себя, порой, несусветным образом и приносит массу разочарований?
Когда родители подходят к ребенку, они подкрепляют то поведение, которое в это время делает ребенок.
Положительное подкрепление - то, что происходит одновременно с поступком и ведет к повышению вероятности этого поступка в будущем.
Рассказывает Марина Константиновна Смирнова, психолог.
С мальчиком проще: сказали, объяснили - требуем. Не сделал - можно и наказать. А вот с дочкой сложнее: она так жалобно смотрит и так несчастно просит ее простить, что добрые родители не хотят быть извергами и дочку прощают.
Смотрим полторы минуты взаимодействия любящей, заботливой мамы и ее детей. Задача: отмечать ошибки мамы. На какой секунде и в чем собственно ошибка.
Категории
Родители, дети, воспитание Клуб