Обучение на моделях, викарное научение. Дистанция
  • Главная
  • Обучение на моделях, викарное научение
Обучение на моделях, викарное научение
Дорогой друг

Сейчас на нашем портале Дистант-НИК ты в качестве гостя. Для тебя открыты возможность познакомиться с результатами и историями успехов членов нашего Клуба, а также пройти некоторые, доступные для тебя учебные курсы. Если ты хочешь двигаться вместе с нами, научиться жить ярко и эффективно, то тебе необходимо авторизоваться и вступить в наш Клуб.

Мы будем тебе рады! Ждем!

Вступай в клуб Дистант-Ник
Становись счастливым человеком будующего!
Обучение на моделях, викарное научение

И детям, и взрослым естественно копировать то поведение, которое они видят у других людей, и поведение людей из окружения младенца, подростка, взрослого человека часто выступает моделью для подражания и копирования. Дети любят повторять все за взрослыми, они это делают легко и с удовольствием, и когда вы орете, как на базаре, они копируют ваш базар.

Видео: Дети копируют взрослых легко, естественно и с удовольствием. Фильм "Ледниковый период 3: Эра динозавров". 

Видео: Дети копируют взрослых легко, естественно и с удовольствием. Когда вы орете, как на базаре, они копируют ваш базар. Фильм "Военно-полевой роман".

Обучение на моделях, или викарное научение - естественный процесс, свойственный всем людям, социальная форма подражания. Люди выучивают то, что они видят, а обусловливание лишь влияет на повторяемость того, что ранее выучивается в процессе обучения на моделях.

Человек (да и животные) вполне в состоянии делать для себя выводы из наблюдения за тем, какие последствия приобретает поведение других. Косвенное, наблюдаемое подкрепление имеет последствия такие же, как и подкрепление собственного поведения.

При этом само наблюдение за тем, как другой человек получает подкрепление (или наказание), также существенным образом может влиять на воспроизводимость образцов поведения (Это открытие А. Бандуры и его вклад в подход Б. Скиннера).

Первоначально человек копирует поведение родителей и близких людей, затем - одноклассников и учителей, любимых и нелюбимых телевизионных героев, начальства и политиков, супругов и героев телесериалов. Таким образом родители и учителя передают способы поведения детям, те, в свою очередь, служат объектом моделирования для одноклассников, воплощают усвоенные модели в фильмах и телепередачах, фиксируют накопленный опыт в книгах и учебниках. Механизмы подражания и копирования в социальной среде с одной стороны поддерживают ее постоянство и экономят время, которое бы было потрачено на научение методом проб и ошибок, с другой - способствуют изменению среды за счет появления новых "модных", часто встречающихся форм поведения.

Механизмы обучения на моделях не имеют встроенных этических ограничителей. Копируется любое воспринятое, доступное и привлекательное поведение. Болезненное, агрессивное или асоциальное поведение копируется так же успешно, как и здоровое, просоциальное и альтруистичное.

В одном из ранних экспериментов А. Бандуры обученный актер в присутствии детей издевался над куклой Бобо и избивал ее, получая за это прилюдную похвалу. Когда детям после этого позволили поиграть с Бобо, те вели себя по отношению к ней схожим образом агрессивно. Агрессивные стереотипы поведения воспроизводились и спустя многие месяцы.

В другом эксперименте дети играли в кегли и получали в случае успеха фишки, которые могли поменять на весьма привлекательные вещи. Обученный актер играл вместе с ними, но часть фишек каждый раз, ничего не объясняя, жертвовал (опускал в кружку) благотворительному фонду. Довольно скоро дети начали поступать так же. Спустя месяцы дети приняли участие в совершенно другой игре, но и тогда большое число фишек оказалось в кружке благотворительного фонда.

Огромную роль в механизмах обучения на моделях в человеческом обществе играют средства массовой информации - телевидение, радио, интернет и шоу-бизнесс. Механизмы копирования широко используются в рекламных и коммерческих целях, реже - в терапевтических и образовательных. К сожалению, коммерческая реклама финансируется значительно лучше социальной. Свобода в масс-медиа часто приводит к тому, что с экрана подаются агрессивные и асоциальные модели поведения в огромных количествах.

Когда общество или хотя бы родители задумываются о том, что видят наши дети и чему они на этом могут научиться, обучение на моделях трансформируется в обучение на образцах и воспитание на лучших примерах.

Комментарии
Статьи по теме
Если детям создавать комфорт, не учить осмысленности и целеустремленности, они вырастают бессмысленными существами. И кажется, что родители это долгие годы не замечают...
Умные и любящие родители заботятся о том, чтобы дети были не только умными, но и послушными. Это кажется очевидным: если вы хотите приучать ребенка к хорошему, вначале его нужно приучить к тому, чтобы он вас элементарно слушался.
Несоблюдение формата - вина не только той стороны, что не заботится о своем формате поведения, но и той стороны, которая разрешает другой стороне недопустимое поведение.
Не вызовет ли требовательность родителей негативный результат в долгосрочной перспективе?
Рассказывает Марина Константиновна Смирнова, психолог.
Категории
Родители, дети, воспитание Клуб